Фестиваль «Твой шанс» — это 38 спектаклей, сыгранных на сцене и в фойе Театрального центра «На Страстном», 35 публичных обсуждений этих спектаклей (кофе- брейков), 6 золотых лекций (цикл лекций Алексея Бартошевича о Гамлете, лекция Екатерины Хамазы о Мольере, лекция Анатолия Шведерского и мексиканского драматурга Эмилио Карбальидо), 6 мастер-классов, более 10 музыкальных концертов (шанс-party), один Кинодень и выставка молодых театральных художников — так в сухом остатке выглядит перенасыщенная событиями афиша двадцатитрехдневного фестиваля дипломных и постдипломных спектаклей.
Вот уже третий год подряд Комитет по культуре города Москвы, Союз театральных деятелей России и Театральный центр «На Страстном» проводят в мае фестиваль, участники которого — студенты театральных вузов или недавние выпускники. «Твой шанс» действительно фестиваль студенческий, стремящийся год от года объединить как можно больше театральных вузов, представителей различных театральных школ, размывающий границы между Москвой, Санкт-Петербургом и провинциальной Россией, между Россией и странами ближнего зарубежья, между Россией и Европой.
«Шанс есть у всех» — лозунг этого фестиваля. Конечно, реализовать себя, пробиться в жизни и найти свое место под солнцем трудно бывает на любом поприще, в любой профессии. У всех разные стартовые возможности, что тут ни говори. Но актерский труд в этом отношении — вещь самая что ни на есть неблагодарная.
Фестиваль во всеуслышание заявляет: нет ничего невозможного! У актеров- выпускников Школы- студии МХАТа, играющих в дипломном пластическом спектакле «Кармен. Этюды» (режиссер- хореограф Алла Сигалова), который уже входит в афишу одного из самых известных театров страны — МХТ им. А.П.Чехова, — на площадке ТЦ «На Страстном» ровно столько же шансов, сколько и у студентов Уфимской государственной академии искусств, которые вслед за мхатовцами открывали своим спектаклем «Панночка» (режиссер Юрий Заяц) первый фестивальный день.
В чем отличие «Твоего шанса»-2007 от двух предыдущих фестивалей? В первую очередь, в этом году фестиваль, будучи изначально сугубо московским, представил студенческие спектакли из Уфы, Нижнего Новгорода, Санкт- Петербурга, Саратова, Дагестана, Алтая, Перми, Казани и Орла. Впервые «Твой Шанс», помимо российских театральных вузов, включил в программу спектакли из Литвы, Латвии, Украины и Казахстана. И наконец, впервые в рамках основной программы «Твоего шанса» прошла неделя детского театра «Театр для наших детей» под патронатом Президента Российской Федерации. Студенты и дети из разных городов России играли детские спектакли, завершился этот фестиваль в фестивале 1 июня — во Всемирный день защиты детей — масштабной благотворительной акцией. Входом на концерт камерного оркестра «Kremlin» (художественный руководитель Михаил Рахлевский) был не билет, а детская игрушка. Все собранные игрушки предназначались для детей, проходящих лечение в НИИ имени Бурденко.
У фестиваля «Твой шанс», таким образом, было целых два открытия и два закрытия. На первом официальном открытии 10 мая зрителей ждала настоящая феерия. Площадка рядом с Театральным центром «На Страстном», которая обычно используется как место для парковки, превратилась одновременно в арену для борьбы, в цирковое поле, в концертную площадку и в зрительный зал. Студенты московских театральных вузов фехтовали на шпагах, боролись на мечах, жонглировали, победители прошлогоднего фестиваля «Твой шанс», студенты из Владимира, танцевали степ, а студенты с Алтая демонстрировали чудеса пластики, которым они научились у японских мастеров. И все это проходило под аккомпанемент SKA- музыкантов. В это время в фойе Театрального центра открывалась выставка молодых театральных художников, работами которых были увешаны все стены Театрального центра. Станислав Бенедиктов, заведующий кафедрой сценографии Школы- студии МХАТ, главный художник Российского академического Молодежного театра говорил им напутственные слова. А через час — другой на сцене ТЦ «На Страстном» Михаил Ефимович Швыдкой, Александр Александрович Калягин и заместитель начальника управления Комитета по культуре города Москвы, начальник отдела театров Анатолий Иванович Александров «разрезали красную ленточку» и пустили вплавь огромное театральное судно под названием «Твой шанс».
Темп и ритм фестиваля были заданы первым днем. Так «Твой шанс» и несся по волнам в течение 23-х дней, причаливая то к одной пристани, то к другой. Одним словом, события фестивальной жизни можно назвать калейдоском, который каждый день, каждый час, каждую секунду отливал то одним, то другим цветом. Но, наверное, тем и хороша студенческая жизнь и жизнь артиста вообще, что она меняется в считаные минуты, и ты за один час проживаешь сразу несколько жизней, выступаешь в различных ипостасях, демонстрируешь все грани своего таланта. Ты, как Фигаро, который «то тут, то там». Студенты из Нижнего Новгорода как раз таки и привезли на «Твой шанс» спектакль «Женитьба Фигаро» (режиссер Елена Фирстова), легкий, воздушный, искренний. Он шел больше трех часов, но никто — ни зрители, ни актеры усталости не почувствовали. На обсуждении этого спектакля (кофе- брейке), которое вел известный театровед Алексей Вадимович Бартошевич, ребята услышали положительные отзывы в свой адрес, а это дорогого стоит. И через несколько минут уже были готовы сбросить с себя маски служанок, пажей, графов, врачей, учителей музыки и иже с ними и предстать перед изумленными зрителями великолепными танцорами, певцами, музыкантами, юмористами. Наши недавние Фигаро и Сюзанны вмиг перенеслись и перенесли зрителей в атмосферу французского кабаре начала 20-го века — таким был их шанс-party.
Саратовские актеры показали, на мой взгляд, один из лучших спектаклей фестивальной программы — «Яму» Куприна (режиссер Римма Белякова), в лучших традициях русского психологического театра. Молодые актрисы ни разу за весь спектакль не скатились в пошлость и вульгарность, играя на самом высоком градусе по шкале напряжения, заряжая этой энергией зрительный зал.
Кофе- брейки после спектаклей нередко вели опытные театральные критики. Спектакль «Яма» разбирала координатор Центра поддержки русских театров за рубежом Наталья Старосельская. И студентам, и Наталье Давидовне, и режиссеру показалось, что 15- ти минут, отведенных на это обсуждение, слишком мало. На следующий день обсуждение продолжилось, уже в узком кругу, без участия зрителей.
А некоторые спектакли вообще могли бы обойтись без обсуждения. Бывают случаи — действие оказывает на зрителя такое «действие», что даже говорить не хочется — только молчать.
Вот, к примеру, спектакль «Будь здоров, школяр!» 3 курса ВГИКа. Это самостоятельная работа студентов на военную тему по произведениям Б. Окуджавы. Спектакль играли в фойе, на малой сцене Театрального центра. Так тонко, так пронзительно и в то же время остро молодые актеры заговорили о войне, как остро и пронзительно мог написать в свое время Окуджава. Им удалось передать его «ноты», его музыку, его ритм, его меланхоличную грусть и вместе с тем страшную трагедию того далекого от нас поколения школяров. Настолько трогательным был этот спектакль, что разбирать его по косточкам, указывать на ошибки, даже просто хвалить — было совсем не нужно. Все и так понятно.
Примерно тот же случай произошел и с еще одним спектаклем, который тоже играли в фойе Театрального центра. Литовская академия музыки и театра привезла на фестиваль спектакль «Open circle» (режиссер Айдас Гиниотис). Выпускники курса Владаса Багдонаса, ученика Някрошюса, на ломаном русском языке, что придавало их игре особый шарм и особое очарование, рассказали зрителям о своем детстве, о том, как повзрослели и как навсегда простились с детством. Спектакль вырос из детских воспоминаний. Поразительное чувство партнера, ритмичность, феноменальная пластика — таковы ученики Владаса Багдонаса. Разыгрываемые ими этюды, когда себе в партнеры можно было выбрать любого из сидящего в круге, и в миг обратить его в папу, маму, друга, брату, сестру или просто постороннего человека, — эти небольшие зарисовки о детстве, полном таких невероятных коллизий, открытий, страданий, счастья и несчастья, — благодаря мастерству студентов-литовцев превратились в настоящую сказку- притчу о волшебной поре, которая называется детство.
Рассказать обо всех спектаклях фестивальной программы просто невозможно в рамках одной статьи. В целом можно сказать, что были спектакли замечательные, были очень хорошие, просто хорошие, были и так себе. Были спектакли короткие — на час, на 50 минут, были очень длинные, как скажем, «Зеленая птичка» (Театрального института имени Б. Щукина, режиссер Николай Шейко) — с двумя антрактами на 3,5 часа. Или спектакль РАТИ- ГИТИСа «Безымянная звезда» (режиссер Борис Морозов). Были спектакли пластические («Камертон» из Ярославля, «Кармен.Этюды» Школы- студии МХТ), кукольные (в рамках детской программы), традиционные.
Но победил один. Гран-при фестиваля удостоен спектакль «Калека с острова Инишмаан» РАТИ-ГИТИСа курса Марка Захарова (режиссер Роман Самгин). И теперь этот спектакль не умрет, как многие другие дипломные спектакли, а по крайней мере еще целый год будет играться на сцене Театрального центра «На Страстном». В этом и заключается главный приз фестиваля «Твой шанс» — возможность сохранить спектакль.
«Калека с острова Инишмаан» — пьеса Мартина МакДонаха, драматурга в последнее время очень популярного, в этом году в Москве выпустили далеко не одного «Калеку», но студенты РАТИ-ГИТИСа были первопроходцами. В этом спектакле нет проходных ролей или ролей второго плана. Хотя, безусловно, есть главный персонаж — калека Билли (Александр Кащеев). Над ним смеется весь небольшой ирландский городишко, но по сути каждый его обитатель — тоже калека, пусть у него и не выгнуты руки и ходит он не хромая. Тут видна каждая грань характера, каждое малейшее душевное движение, каждый нюанс психологического портрета, тут четко, почти что ювелирно, выгравированы все персонажи. Будь то две тетки Билли, одна — горбатая, другая — слегка заикающаяся, которая любит поговорить с камнями, или Джонни Патинмайк (Артемий Гриченко), который живет тем только, что сообщает всем сплетни позапрошлой давности. И его мать (Александра Виноградова), которые в свои 190, прикованная к инвалидному креслу, хлещет из горла виски и не дает сыну никакого спуску. Будь то девушка Хелен (Мария Маркова), несчастная в своей грубости, в своей жестокости и резкости. Перед нами страна убогих и чудаковатых людей. Но и в этой стране, оторванной от большой и красивой цивилизации, рождаются большие и красивые люди. А ведь если задуматься, странности и увечья есть у всех нас, не правда ли?
Да, победил только один спектакль. Но каждый, абсолютно каждый спектакль — участник защитил свой диплом на фестивале «Твой шанс» и в прямом и переносном смысле. Все спектакли награждались дипломом лауреата III Международного фестиваля студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс»-2007, подписанным председателем СТД РФ А.А. Калягиным.
Каждый участник фестиваля был под пристальным вниманием кастинговых агентств, которые работали в течение всех 23-х дней на площадке ТЦ «На Страстном». Каждый участник занесен кастинговыми агентствами в базу данных. У каждого — свой путь, своя судьба, свой ШАНС.